• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Заседание Круглого стола на тему "Экологическое образование и экологическая культура"

29.05.2017

Заседание Круглого стола на тему "Экологическое образование и экологическая культура"

Заседание Круглого стола на тему "Экологическое образование и экологическая культура"

19 мая, в День пионерии, в ЗАКС Ленинградской области состоялось заседание Круглого стола на тему «Экологическое образование и экологическая культура как составные части национальной безопасности России».

Были обозначены первоочередные задачи: активное привлечение молодежи к вопросам экологии, непрерывное экообразование, начиная с детского сада, создание программы по переподготовке персонала и его переобучения в сфере экологии.

Было подчеркнуто, что наша общая Цель - это сохранение окружающей среды, благоприятной для жизни (чистые вода, воздух, земля).

Вот, что говорят по этому поводу приглашенные эксперты:

Александр Алексеевич Гайдаш: Экообразование является важнейшим фактором в экологической политике. Но, к сожалению, мы наблюдаем фактическую безграмотность населения, что наносит отпечаток на безопасность населения, культуры и т.д. Экопросвещение должно быть системно, методично и непрерывно. А.А.Гайдаш показал на примерах своих занятий с детсадами и младшими классами открытость детей для познания мира, однако, - продолжил он, - когда они взрослеют, появляется «пропасть» в экологическом просвещении. Особо было подчеркнуто, что, имея огромную базу музеев, информационных, научных и образовательных центров и т.д., Санкт-Петербург должен стать центром экологической культуры России. Следующей проблемой было обозначено отсутствие массовости экологических тематических изданий. Население должно знать природу родного края. В качестве идеи развития экообразования населения, А.А.Гайдаш предложил проводить экологический диктант, при этом напомнив, что также важно создать систему обучения для муниципалов и госслужащих.Таким образом, экологической грамотности должны обучаться все слои населения и все возрастные группы.

Семен Михайлович Гордышевский: В продолжение темы, отметил, что, к сожалению, Санкт-Петербург в настоящее время является центром экологического бескультурия - население дезинформировано по вопросам текущего состояния окружающей среды. В качестве примера был приведен Доклад В.В. Путина на заседании госсовета (27.12.16), в котором приведены результаты соцопроса для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. На вопрос: «Какие наиболее острые экологические проблемы есть в Вашем городе?» 61% жителей Москвы ответили - загрязнение воздуха, в Санкт-Петербурге только 30% упомянули эту проблему. В связи с этим, для начала надо информировать население о фактическом состоянии окружающей среды, а потом образовывать. Конечно, образование должно начинаться с детей - это будущее, но наш сегодняший ресурс – это мы. Тогда начнется процесс изменения. Основа культуры – это информация. Было отмечено, что, по-прежнему, доминирует антропоцентрический подход, но интересы биосферы важнее, чем интересы человека. Здорова биосфера - здоровы мы. Биосфера – наша мать, а мы – ее составной элемент.

Вероника Михайловна Тарбаева: Согласна с необходимостью повышения информированности, но в отношении детей она должна иметь нестандартные интересные формы. Необходимы педагогические инновации, новые образовательные методики. Самый важный вопрос - какова цель Года экологии? Как отметил Президент РФ, в нынешнем году, объявленном в России Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий, стоит уделить приоритетное внимание вопросам, связанным с внедрением "зеленых" технологий, оздоровлением загрязненных территорий, снижением негативного влияния человека на природу, с переходом к модели устойчивого развития.

На мой взгляд, - сказала Вероника Тарбаева, - воспитать бережное отношение к природе, окружающему миру. Но, по факту, при подведении итогов Года экологии мы будем как всегда отчитываться - сколько проведено конференций, форумов, круглых столов и т.д., на которых уже неоднократно обсуждаются одни и те же вопросы, давно уже требующие практических решений. В Год экологии необходимо провести два соцопроса населения по вопросам экологии (один сейчас, второй по итогам Года экологии). Таким образом, мы сможем увидеть эффект проведения Года экологии и понять – изменилось ли поведение граждан в отношении к природе и ее ресурсам.

Таисия Гобузова отметила, что активно формируется образ человека-потребителя. Поэтому экологическое образование важно не только для студентов-экологов, но и важна пропаганда базовых экологических знаний для студентов других направлений. Наша задача - соединить бизнес с экологией, сформировать зеленую экономику.

Татьяна Нагорская: Главный плюс общественных организаций - они смотрят в будущее. Могут говорить, как на самом деле складывается ситуация. Мы, как общественники, говорим о том, что мы хотим через 20, 50 лет. Важно помнить, что экономические ущербы выливаются в экологические. Нельзя недооценивать позиции НКО. Их инструмент – это шок (показать лицам, принимающим решение, страшную картину того, что может быть, если ничего не предпринять). В процесс экообразования вовлекать детей обязательно. Но нельзя недооценивать работу с пенсионерами. Через интернет и соцсети не затронуть пенсионеров, с ними надо работать оффлайн. Наш проект «И стар, и млад» отражает слова жителей пенсионного возраста (почему они разделяют отходы). Без применения на практике новых знаний не может быть экологического образования. Желание изучать окружающий мир должно быть подкреплено практически.

Александр Ингилевич: Год экологии – это как Земля, которая стоит на трех слонах (конференции, форумы и т.д.), но все они стоят на одной черепахе – информированности. Необходимо освещать все экологические мероприятия, приглашать СМИ, блоггеров, ТВ, радио и тд.

Владимир Юрьевич Цветков отметил низкий уровень экологической культуры и образования. Необходимо развитие системы образования, повышение квалификации кадров. Образование должно вести НКО. В настоящее время образованием занимаются любые ООО, компании и т.д. (в основном дистанционно) – это стало бизнесом. С начала 2017 года произошло более 30 экологических аварий, в результате чего большое количество химических элементов попали в окружающую среду. Причиной аварий является человеческий фактор. Предлагаем повысить значение дополнительного образования: вернуть проверку квалификации кадров, исключить дистанционное образование по вопросам безопасности, специалисты на опасных производственных объектах должны иметь только профильное образование.