День 1 марта 2018 года прошел под эгидой обсуждения проблем и перспектив развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Ленинградской области на разных дискуссионных площадках. Заместитель Председателя Комиссии по АПК, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленинградской области Вероника Тарбаева с утра приняла участие в заседании совета лесопромышленного комплекса Ленинградской области на тему подготовки лесных планов и проведения лесоустройства в Ленинградской области.
На данном мероприятии участники обсудили меры поддержки предприятий лесопромышленного комплекса и ближайшие перспективы развития отрасли. Отдельно рассмотрели вопросы о финансировании в лесном комплексе. Вице-губернатор Ленинградской области Олег Малащенко, приветствуя сотрудников отраслевых комитетов, научных и образовательных организаций, лесоустроительных предприятий и лесопромышленников, представил всем участникам нового Председателя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Виктора Чикалюка, и отметил, что лесопромышленный комплекс на Северо-Западе России и в Ленинградской области давно стал одним из самых главных доноров региональных бюджетов: «По объему производства лесопромышленный комплекс Ленинградской области занимает третье место в регионе. В отрасли занято порядка 120 предприятий, на которых работают более 20 тысяч сотрудников». На сегодняшний день в регионе продолжает формирование кластер лесной промышленности, в состав которого входят несколько крупных предприятий. ЛПК региона создает новые рабочие места, компании целлюлозно-бумажной отрасли внедряют безотходные технологии обработки древесины, увеличивают объемы переработки с целью поддержания конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Однако в отрасли по-прежнему остаются проблемные вопросы.
В ходе заседания участники установили, что основными проблемами отрасли до сих пор остаются недостаточная эффективность лесоуправления и зачастую слабая квалификация исполнителей, поэтому необходимо усилить их ответственность за невыполнение служебных обязанностей, а также внедрить в отрасли систему оценки качества управления. Кроме того, для экономического развития лесного комплекса региона необходимо развивать целевое финансирование отрасли. Главный вопрос, который волновал всех лесопользователей и арендаторов, касался сроков подготовки нового лесного плана и проведения лесоустройства, которые должны быть утверждены до 01 октября 2018 года. Виктор Чикалюк заверил участников, что коллектив Комитета постарается подготовить все в обозначенные сроки.
Председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Юрий Шевчук сообщил, что при установлении сроков нельзя забывать о роли общественности в обсуждении проекта Лесного плана, т.к. лесозаготовитель в общественном мнении зачастую приобретает черты врага и расхитителя природных богатств. Для внедрения положительного имиджа необходимо широкое освещение в СМИ и тиражирование успешного опыта деятельности лесопромышленников в области.
После обеда состоялось заседание очередного круглого стола из серии дискуссионных мероприятий, посвященных выработке новых подходов к лесопользованию в лесах различных категорий защитности, в котором Вероника Тарбаева также приняла участие. Организаторами мероприятия выступили Общественная палата Ленобласти, Общественный экологический совет при губернаторе Ленобласти и Лесотехнический университет, которые провели круглый стол в режиме пресс-конференции под названием «Общественность предлагает новую политику для лесного хозяйства».
Напомним, что в рамках первого мероприятия участники дискуссии обсудили вопрос о том, каким должен быть окружающий нас лес: обустроенным местом для отдыха, диким уголком природы, не приспособленным для пребывания человека, или чем-то иным. Была выработана резолюция, куда вошли рекомендации как для лесозаготовителей и общественных организаций, так и для Правительства региона.
Резолюцию построчно обсудили на втором круглом столе в рамках бурных дискуссий и приняли общим консенсусом.
Юрий Шевчук и Вероника Тарбаева с рядом экспертов-специалистов задержались после окончания мероприятия еще на целый час, чтобы отшлифовать формулировки рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ДИСКУССИИ В ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 08.02.2018 .
Приняты на второй дискуссионной встрече консенсусом участников
1 марта 2018 года.
Преамбула.
Отношение к лесу, в первую очередь, как к месту рекреации, в Петербурге воспитывается в школах, поддерживается в литературе, искусстве и СМИ. Лесозаготовитель в общественном мнении приобрел черты врага и расхитителя природных богатств. Отчасти это мнение опирается на реальные цифры – действительно, побочное лесопользование с учетом использования лесов под рекреацию, теоретически в несколько раз выгоднее, чем заготовка древесины.
В реальности организация рынков сбыта продукции побочного лесопользования требует сверхзатрат, невозможных для регионального бюджета.
Так как лесом в рекреационных целях в той или иной степени пользуется практически каждый петербуржец, возникает масса людей, считающих свои права ущемленными, когда они обнаруживают в лесу следы тех или иных видов рубок, в том числе – санитарных.
Парадокс восприятия ситуации состоит в том, что при отсутствии санитарных рубок и прочих инструментов управления сменой древостоя, естественный процесс смены одних пород другими (сукцессия) превратит лес в место, не пригодное для рекреации. К тому же лес будет захламлён погибшими деревьями и постоянно будет подвергаться возгораниям вследствие накопления легко воспламеняемого валежника.
Настроением масс умело пользуются деструктивные общественные организации, а также некоторые политики, создавая образ властей, коррумпированных лесопромышленниками, ведущими «вырубку зеленых легких Ленинградской области».
Специалисты лесного хозяйства считают, что практикующиеся добровольно-выборочные рубки в лесах приводят к ветровалам, к образованию куртинных сухостойных «рощ» древостоев в старовозрастных ельниках, что в итоге создает негативное отношение к арендаторам лесных участков и усиливает социальную напряженность в обществе.
На повестке дня стоит достижение социального консенсуса по использованию защитных лесов.
Какими мы хотим видеть участки защитных лесов: обустроенным местом для отдыха, диким уголком природы, непригодным для пребывания человека, или местом рационального лесопользования, где соблюдаются интересы не только природы, но и всех социальных групп, использующих лесные угодья? В ходе поиска ответа на этот вопрос участники круглых столов выработали следующие рекомендации.
Рекомендации
Комитету по местному самоуправлению, Комитету по агропромышленному комплексу, Комитету по природным ресурсам, местным органам власти совместно с арендаторами лесных участков рекомендуем:
- организовать регулярное проведение общерайонных публичных обсуждений будущего использования лесного фонда в каждом районе, в котором преобладают защитные леса (не менее 2 раз в год);
- в каждом административном районе, имеющем данную особенность, предлагаем выделить постоянного представителя (уполномоченного) из состава районной общественной палаты, районного общественного экологического совета, который, осуществляя свои общественные функции, собирает вопросы от населения (анализирует сообщения СМИ и социальных сетей), формулирует запросы экспертам, представителям исполнительной власти и лесозаготовителям, после чего направляет ответ и/или публикует ответ на собственном сайте (в страничках социальных сетей) в качестве подготовки к данным обсуждениям;
- активнее использовать форму проведения публичных слушаний на местах (согласно ФЗ № 131). Перед проведением слушаний рекомендуем провести формирование вопросов от населения, подготовить ответы, привлечь спикеров и лидеров общественного мнения; завершить проведение мероприятия подготовкой и публикацией отчетных документов (релиз, стенограмма, видеоматериалы, и т.д.). При подготовке слушаний обязательно использовать графические способы подачи информации. Рекомендуем применить разработку инфографики, публикацию её в СМИ и соц.сетях с разъяснениями о последствиях вырубок и последствиях отсутствия вырубок. Наглядная визуализация в современном дизайне состояний «до», «чем грозит», «после», а также иллюстрации улучшения состояния леса (что улучшилось и что поменялось в результате санитарной вырубки) поможет понять ситуацию даже не специалистам.
Также предлагаем арендаторам лесных участков организовывать регулярное проведение совместных выездов в лес профессионалов (экспертов), и представителей общественности с наглядным разъяснением лесопатологических особенностей участков. Выезды предлагаем проводить с участием корреспондентов местных СМИ и блогеров поселковых страниц социальных сетей. На месте проведения работ в лесу предлагаем вывешивать аншлаги с указанием проводимых работ и координат ответственного за проведение работ.
Комитету по местному самоуправлению, Комитету по агропромышленному комплексу, Комитету по природным ресурсам, местным органам власти Ленинградской области рекомендуем:
- приступить к созданию универсального механизма согласования интересов местных жителей и рекреантов – петербуржцев без изменения федерального избирательного законодательства, опираясь в первую очередь на созданную систему старост в поселениях.
В качестве первоочередных мер рекомендуем:
- Создание на районном уровне общественной должности «уполномоченный по правам садоводов».
- Создание единого справочно-информационного портала для старост, с опросником по состоянию территории, списком проектов, осуществляемых на территории.
- Проведение консультаций, вебинаров для старост, по вопросам, набравшим наибольшее количество голосов на голосовании старост.
- Разработка нормативно-правового механизма учета мнения садоводов в решении общественно-политических вопросов в Ленинградской области согласно положениям ФЗ № 131 (анкетирование, опрос, организация сходов и собраний, и так далее). Внедрение его через сайт и вебинары для старост. Организация «обратной связи», чтобы мнение садоводов было бы услышано.
Правительству Ленинградской области
рекомендуем провести оптимизацию деятельности Лесного Совета при Правительстве Ленинградской области с целью усиления его роли в решении проблем отрасли , а также медиативных тенденций в лесной отрасли.
Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
полагаем целесообразным при разработке лесохозяйственных регламентов Ленинградской области включить в перечень рубок спелых и перестойных насаждений всё многообразие видов постепенных рубок (двухприемных, трехприемных, котловинных, и др.), а также рубок ухода, в частности – ландшафтных рубок в местах массового отдыха.
Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, совместно с ФБУ «СПбНИИЛХ» рекомендуем
дать обоснование лесохозяйственных нормативов в соответствии с «Правилами ухода за лесами», утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.17 №626 в рамках Концепции интенсивного использования , воспроизводства лесов Балтийско-Белозерского таежного региона для руководства при разработке лесного плана субъекта и лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Комитету по природным ресурсам Ленинградской области рекомендуем
включать в материалы лесного плана и лесохозяйственных регламентов материалы лесоустройства по таксации лесов и проектированию материалов по охране, защите, воспроизводству лесов, выполненных арендаторами за свой счет в Федеральном учреждении «Рослесинфорт».
Еще новости
- 01.11.2024 X Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспек
- 31.10.2024 Заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС ЛО
- 30.10.2024 Экоуроки на экотропе
- 25.10.2024 II РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРАВО И ЭКОНОМИКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
- 24.10.2024 ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ круглого стола "Оценка состояния окружающей среды и качество жизни населения: