Какова же текущая экологическая ситуация Арктической зоны и как решаются экологические проблемы - в лекциях проф. В.М.Тарбаевой
В течение двух недель октября Председатель Центрального совета МОО «Природоохранный союз», д.б.н., проф., академик РЭА Вероника Тарбаева проводила занятия, посвященные экологии Арктики, и принимала зачет, в рамках дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Подготовка управленческих кадров дла Арктической зоны», организованной на базе факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В своих лекциях профессор рассказывала и подробно показывала обучающимся в таблицах, графиках и рисунках материалы, условно объединенные в 10 разделов:
- История освоения Арктики, арктические экспедиции;
- Биоразнообразие и физико-географическое описание Арктики;
- Геополитика, анализ стратегий государств по освоению Арктики;
- Международные проекты в регионе;
- Нефтегазовые запасы арктического региона;
- Демография, коренное население Арктики;
- Экологические проблемы региона;
- Арктические тундры и их рекультивация:
- Национальный парк «Русская Арктика»;
- Корпоративная социальная ответственность в Арктике.
Слушатели данной Программы – это представители органов государственной власти субъектов СЗФО, предприятий и ведомств регионов арктической зоны. Поэтому они с большим интересом слушали Веронику Михайловну, задавая вопросы, большинство которых касалось экологических проблем, природоохранного законодательства, государственного управления и надзора в сфере природопользования, инновационных технологий и путей решения в арктических условиях.
Особый интерес у аудитории вызвала информации об оценке состоянии арктических тундр и эффективности методов их биологической рекультивации. Оказывается, достаточно трудно получить объективную оценку состояниятундровых покровов на основе данных исследований, выполненных геоботаниками, мерзлотоведами, ландшафтоведами, и др., т.к. они часто противоречивы, а полученные результаты не сопоставимы. Этот факт негативно отражается на проектировании, проведении работ по защите и восстановлению тундровых земель. Также использование в регионах арктической зоны недостаточно эффективных способовзащиты, восстановления загрязненных и нарушенных земель, не позволяет минимизировать негативные воздействия на почвенно-растительный покров, приводит к значительным затратам, низкой эффективности рекультивационных работ по трассам нефтегазопроводов, необходимости проведения восстановительных работ на протяжении более 5 лет.
Второй по актуальности была тема, касающаяся внедрению обязательности корпоративной социальной ответственности (КСО) в компаниях арктических регионов. Ввиду хрупкости экосистем, уникальности природных условий корпорации должны следовать строгим правилам добычи полезных ископаемых на этой территории. В Стратегии 2020подчеркивается необходимость сохранения природных богатств региона, однако при этом государство готово предоставить и предоставляет компаниям этой отрасли различные льготы и послабления, так как добыча в Арктике, ее освоение – приоритетное направление для государства. Таким образом, наблюдается противоречие – сохранение природы любыми средствами и ее освоение любыми средствам. В то же время следует отметить, что внедрение обязательности корпоративной социальной ответственности (КСО) в компаниях Арктического региона выгодно всем секторам:
1. Компаниям, так как повышает стоимость бизнеса, ведет его к устойчивому развитию, улучшает репутацию корпорации, привлекает инвестиции;
2. Местным сообществам, так как обеспечивает поступление средств на развитие региона и человеческого потенциала, поддержание жизнеобеспечения малочисленных народов;
3. Экосистемам Арктики, так как в нефинансовой отчетности компаний раскрываются данные об экологических программах, мониторинге и т.д. Принимая на себя обязательства о социально ответственном ведении бизнеса, корпорация несет экологическую ответственность перед обществом и окружающей средой, внедряет инновации, снижающие негативное воздействие;
4. Общественным организациям и интеграционным группировкам, так как социально ответственный бизнес формирует благоприятное впечатление от деятельности страны на международной арене, открывает возможности для новых союзов во внешней политике;
5. Арктическим государствам, так как формирует их имидж на международном уровне, показывая государственно-частное партнерство, выражающееся в КСО, как пример взаимовыгодного сотрудничества;
6. Гражданскому обществу страны, так как создает доверие между бизнесом и обществом, между обществом и государством, учитывает общественные интересы при принятии значимых решений, а также дает уверенность в завтрашнем дне. Также развитию человеческого потенциала граждан как работников, жителей;
7. Научному сообществу, так как создает возможности для исследований Арктики в рамках грантов компаний, финансирования проектов;
8. Системе образования, так как социально ответственный бизнес инвестирует в образование будущих работников, формируя грамотных специалистов.
При этом особенно слушателей заинтересовала концепция экологической открытости, как основа Стандарт экологической открытости. Например, предложения по повышению уровня экологической открытости города Москвы с привлечением представителей бизнес сообщества, неправительственных природоохранных организаций, экспертных и научных учреждений, в том числе международного уровня, уже сформированы. На их основе будет разработан Стандарт экологической открытости города Москвы, который позволит оказать содействие в повышении эффективности реализации государственной и региональной политики в сфере охраны окружающей среды, а также развития общественного экологического контроля. При подготовке Стандарта будет учтен существующий опыт Московского НПЗ, как на лучшую практику для городской промышленности и объектов ЖКХ.