Главная  /  Новости и пресс-релизы  /  Лекция проф. В.М. Тарбаевой об экологии Арктики

Лекция проф. В.М. Тарбаевой об экологии Арктики

26 октября 2018 года

Лекция проф. В.М. Тарбаевой об экологии Арктики

Какова же текущая экологическая ситуация Арктической зоны и как решаются экологические проблемы - в лекциях проф. В.М.Тарбаевой

В течение двух недель октября Председатель Центрального совета МОО «Природоохранный союз», д.б.н., проф., академик РЭА Вероника Тарбаева проводила занятия, посвященные экологии Арктики, и принимала зачет, в рамках дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Подготовка управленческих кадров дла Арктической зоны», организованной на базе факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В своих лекциях профессор рассказывала и подробно показывала обучающимся в таблицах, графиках и рисунках материалы, условно объединенные в 10 разделов:

  1. История освоения Арктики, арктические экспедиции;
  2. Биоразнообразие и физико-географическое описание Арктики;
  3. Геополитика, анализ стратегий государств по освоению Арктики;
  4. Международные проекты в регионе;
  5. Нефтегазовые запасы арктического региона;
  6. Демография, коренное население Арктики;
  7. Экологические проблемы региона;
  8. Арктические тундры и их рекультивация:
  9. Национальный парк «Русская Арктика»;
  10. Корпоративная социальная ответственность в Арктике.

Слушатели данной Программы – это представители органов государственной власти субъектов СЗФО, предприятий и ведомств регионов арктической зоны. Поэтому они с большим интересом слушали Веронику Михайловну, задавая вопросы, большинство которых касалось экологических проблем, природоохранного законодательства, государственного управления и надзора в сфере природопользования, инновационных технологий и путей решения в арктических условиях.

Особый интерес у аудитории вызвала информации об оценке состоянии арктических тундр и эффективности методов их биологической рекультивации. Оказывается, достаточно трудно получить объективную оценку состояниятундровых покровов на основе данных исследований, выполненных геоботаниками, мерзлотоведами, ландшафтоведами, и др., т.к. они часто противоречивы, а полученные результаты не сопоставимы. Этот факт негативно отражается на проектировании, проведении работ по защите и восстановлению тундровых земель. Также использование в регионах арктической зоны недостаточно эффективных способовзащиты, восстановления загрязненных и нарушенных земель, не позволяет минимизировать негативные воздействия на почвенно-растительный покров, приводит к значительным затратам, низкой эффективности рекультивационных работ по трассам нефтегазопроводов, необходимости проведения восстановительных работ на протяжении более 5 лет.

Второй по актуальности была тема, касающаяся внедрению обязательности корпоративной социальной ответственности (КСО) в компаниях арктических регионов. Ввиду хрупкости экосистем, уникальности природных условий корпорации должны следовать строгим правилам добычи полезных ископаемых на этой территории. В Стратегии 2020подчеркивается необходимость сохранения природных богатств региона, однако при этом государство готово предоставить и предоставляет компаниям этой отрасли различные льготы и послабления, так как добыча в Арктике, ее освоение – приоритетное направление для государства. Таким образом, наблюдается противоречие – сохранение природы любыми средствами и ее освоение любыми средствам. В то же время следует отметить, что внедрение обязательности корпоративной социальной ответственности (КСО) в компаниях Арктического региона выгодно всем секторам:

1. Компаниям, так как повышает стоимость бизнеса, ведет его к устойчивому развитию, улучшает репутацию корпорации, привлекает инвестиции;

2. Местным сообществам, так как обеспечивает поступление средств на развитие региона и человеческого потенциала, поддержание жизнеобеспечения малочисленных народов;

3. Экосистемам Арктики, так как в нефинансовой отчетности компаний раскрываются данные об экологических программах, мониторинге и т.д. Принимая на себя обязательства о социально ответственном ведении бизнеса, корпорация несет экологическую ответственность перед обществом и окружающей средой, внедряет инновации, снижающие негативное воздействие;

4. Общественным организациям и интеграционным группировкам, так как социально ответственный бизнес формирует благоприятное впечатление от деятельности страны на международной арене, открывает возможности для новых союзов во внешней политике;

5. Арктическим государствам, так как формирует их имидж на международном уровне, показывая государственно-частное партнерство, выражающееся в КСО, как пример взаимовыгодного сотрудничества;

6. Гражданскому обществу страны, так как создает доверие между бизнесом и обществом, между обществом и государством, учитывает общественные интересы при принятии значимых решений, а также дает уверенность в завтрашнем дне. Также развитию человеческого потенциала граждан как работников, жителей;

7. Научному сообществу, так как создает возможности для исследований Арктики в рамках грантов компаний, финансирования проектов;

8. Системе образования, так как социально ответственный бизнес инвестирует в образование будущих работников, формируя грамотных специалистов.

При этом особенно слушателей заинтересовала концепция экологической открытости, как основа Стандарт экологической открытости. Например, предложения по повышению уровня экологической открытости города Москвы с привлечением представителей бизнес сообщества, неправительственных природоохранных организаций, экспертных и научных учреждений, в том числе международного уровня, уже сформированы. На их основе будет разработан Стандарт экологической открытости города Москвы, который позволит оказать содействие в повышении эффективности реализации государственной и региональной политики в сфере охраны окружающей среды, а также развития общественного экологического контроля. При подготовке Стандарта будет учтен существующий опыт Московского НПЗ, как на лучшую практику для городской промышленности и объектов ЖКХ.