29.06.2019

О развитии экотуризма на базе местного сообщества

29 июня после окончания Акции «Речная лента»,  члены эколагеря,  слегка обсохнув и пообедав, приняли участие в завершающем Круглом столе «Развитие волонтерства и привлечение внимания населения к проблемам и возможностям развития природоохранных территорий» с участием министра природных ресурсов  и охраны окружающей среды Республики Коми Романом Полшведкиным. Модератором круглого стола выступила руководитель эколагеря, академик РЭА, профессор  В.М.Тарбаева.

Вероника Тарбаева в первых строках своего доклада поблагодарила министра, директора и коллектив «Центра по ООПТ» Минприроды РК за активное участие в работе экологического лагеря и за всестороннюю поддержку и помощь в организации и проведении всех запланированных мероприятий, вручив им благодарственные письма от Представительства Республики Коми в СЗФО и МОО «Природоохранный союз»,  а также   подарки от Администрации Ленинградской области.

Далее она  продолжила свое выступление, посвятив его развитию    экологического туризма на базе местного сообщества, процитировав: «Глобальный этический кодекс туризма призывает: “Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению. Местное население должно привлекаться к туристической деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод, особенно в форме прямого и опосредованного создания в результате этой деятельности рабочих мест”. По ее словам, рассматривая возможность привлечения местного сообщества в развитии экотуризма, не всегда организаторы дифференцированно подходят к самому процессу такого участия и сотрудничества. Следует понимать две ступени такого участия: политическое и  экономическое. Под политическим участием в данном контексте подразумевается участие жителей через выборные органы или непосредственное - в принятии решений, как в сфере развития туризма, так и в других сферах, касающихся природоохранных зон. В некоторых странах с этой целью создаются местные консультативные советы заповедных зон, комитеты по развитию экотуризма в национальных парках и т.п.
Под экономическим участием следует понимать участие населения в получении финансовой и материальной выгоды от экотуризма. Спикер привела примеры успешного вовлечения местного населения в экотуризм при реализации программы “ROLL” на Дальнем Востоке и Байкале в период 1998-2008 гг., при этом следует отметить, что это не означает, что местное сообщество должно работать в туристическом бизнесе самостоятельно, ведь это может быть участие в следующих формах: - отчисление доходов от туризма в адрес администрации природных зон в качестве компенсации за природопользование или за эксплуатацию коммунальных объектов в буферных зонах; - плата за передачу прав пользования от местных органов управления иногородним туристическим компаниям, например, аренда; - оказание на местах предварительных услуг турфирмам, скажем, снабжение продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п.; - работа по найму (служащие профессиональных туристических агентств); - самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая в индивидуальном порядке или группами, кооперативами (так называемые коммунальные туристические проекты);
- совместные предприятия с профессиональными туристическими компаниями.

По мнению В.М. Тарбаевой, несомненно,  встречаются различного уровня трудности у местного сообщества и туроператоров при создании турпродукта экологической ориентации. Прежде всего, это финансирование природоохранных мероприятий, получение выгоды от туризма для местных жителей и формирование соответствующего экологического сознания у всех участников этого процесса (местного населения, турфирмы и туристов). Спикер призвала вновь вернутся к положениям Глобального этического кодекса туризма: "Туристская политика должна проводится таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям; при градостроительном и архитектурном планировании и эксплуатации туристских центров и средств размещения необходимо предусматривать их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду; при равных условиях следует изыскивать, в первую очередь, возможность найма местной рабочей силы".
Вероника Тарбаева привела успешный пример проекта ROLL «Легенды Баргузинской долины», когда местное сообщество, которое интегрировано в природную среду, сохраняет сотнями лет привычный патриархальные формы взаимоотношений и менталитета по сравнению с урбанизированными территориями, между тем, может предложить туристам свой образ жизни, традиции и культуру, которые имеют интерес не только у специалистов-этнографов, но и простых посетителей. Так, согласно данным ВТО, 62% туристов, посещающих природные зоны, всегда интересуются одновременно и жизнью местного населения. Поэтому, по ее словам,  очень важно включать в турпродукт время на изучение местного колорита, например, фольк-фестиваль, национальная кухня, ремесла - и это находит спрос, в первую очередь,  у иностранцев. Конечно же, это дело не одного дня и не в рамках только самого местного сообщества, которое может иметь желание, но не иметь возможности, знания, опыта, средств. Здесь необходимо участие внешних сил - туроператоров, природоохранных учреждений, неправительственных организаций, всех тех, кто "знает+умеет+хочет". Какие же аспекты планирования экологического туризма с участием заинтересованных сторон необходимо учитывать?
- Интересы (краткосрочные, долгосрочные; экономические, социальные, культурные);
- Влияние (политическое, экономическое);
- Возможности (умения, опыт, образование, знания, интеллект);
- Средства (финансовые, иное имущество);
- Социально-культурные аспекты (религия, традиция, "модернизация");
- Юридические права (землевладение, права пользования);
- Представительство (руководители, организации);
- Роли/функции (принятие решений, планирование/управление, внедрение/оперативная деятельность);
- Плотность населения.
Спикер подчеркнула, что прежде всего, организации экологической направленности должны решить, какие формы участия в этом процессе представляются местному сообществу приемлемыми. Это зависит от ответов на следующие вопросы:
1) В какой степени местное население хотело бы быть интегрировано в сферу туристских услуг?
2) Какими навыками оно обладает?
3) Каковы пути достижения доходов, имеющих максимальный общественный эффект?
Несомненно, все формы участия в охране природы имеют преимущества и недостатки, и поэтому следует с учетом этих обстоятельств подумать об их комбинации.

Она констатировала, что в целом,  воздействие экотуризма на окружающую среду меньше, чем от других форм пользования ресурсами. Более того, привлекательные для туризма региональные особо охраняемые природные территории могут часть своего бюджета формировать за счет поступлений от туризма. Спонсоры и неправительственные организации, которые поддерживают проект "местное сообщество+природные зоны+туризм", должны последовательно добиваться такого частичного самофинансирования и стимулировать его. Как отмечают эксперты, в долгосрочной перспективе финансовая помощь в сфере охраны природы должна быть сконцентрирована на тех ООПТ, которые не обладают потенциалом устойчивого развития туризма.
Далее профессор Тарбаева привела тезисы Алишера Таксанова: «Делегирование прав пользования ресурсами в сфере туризма в целом приводит к уменьшению, но в то же время к более равномерному распределению доходов, а также к сглаживанию последствий социально-культурного характера. В противоположность этому прямое участие в туристическом бизнесе ведет к получению более высокого уровня доходов, но в то же время требует специальных навыков и квалификации, вследствие чего повышается опасность социальной несбалансированности. Возможные формы участия в охране окружающей среды зависят в значительной степени и от тех сегментов спроса, на которые должен или может быть сделан акцент. Здесь можно опираться на следующие основные правила:
Во-первых, верхний ценовой сегмент (экотуристы, путешествующие с комфортом, и туристы, проводящие время в центрах отдыха) представляет интерес, прежде всего, ввиду присущего ему большего объема продаж. Однако реализация соответствующего турпродукта возможна только силами профессиональных компаний. Поэтому в качестве местных форм участия в турбизнесе возможны только взимания сборов, оказание предварительных услуг и требуемых работ, а также совместные предприятия подобно тому, как это делается в странах Африки.
Во-вторых, запросы среднего ценового сегмента (экотуристы, легко адаптирующиеся к местным условиям) местными силами можно лишь в рамках немногих, всесторонне продуманных туристических проектов муниципального уровня. В большинстве случаев совместное предприятие с участием какого-либо туроператора является здесь идеальной формой, хотя наряду с этим возможны и любые другие варианты. Подобные формы кооперации нашли реализацию в Латинской Америке.
В-третьих, на нижний ценовой сегмент, в который входят туристы, связанные с разработкой проектов, исследованиями, а также пешие туристы, могут ориентироваться самостоятельные турфирмы муниципального уровня, являющиеся приоритетной формой участия в турбизнесе и предпочтительно сотрудничающие с неправительственными организациями или с туристическими компаниями, а также дополненные спектром предложения местных производителей предварительных услуг. И хотя объем продаж в этих ценовых категориях незначителен, но доходы практически полностью остаются на местах».
Для того, чтобы с помощью экологического туризма добиваться ощутимых выгод, необходимо у людей развивать чувство собственника. Поэтому их необходимо привлекать к решению всех важнейших принципиальных вопросов, или же они должны решать их самостоятельно. Однако там, где речь идет о важнейших проблемах развития туризма и о конкретном управлении туристической компанией, осуществление этого принципа сопричастности, широко распространенного в настоящее время в организациях по развитию и сотрудничеству, наталкивается на ограничения ввиду того, что в туризме необходимо наличие профессиональных умений. Здесь важно оптимально интегрировать профессиональный консалтинг, обучение, финансовые субсидии, с одной стороны, и собственную инициативу, сопричастность и оказание услуг на местах, с другой стороны, объединив их в единое целое.

«Все это применимо и выполнимо в условиях Республики Коми – подытожила эксперт, - где очень активное и заинтересованное население, в том числе и пенсионного возраста».

1) Это стимулирует местное производство, основанное на традициях и менталитете: население возрождает кустарные ремесла, промыслы, что соответствует его мощностям, возможностям. Это дополнительный источник дохода, который не требует больших инвестиций. Кроме того, местное население будет заинтересовано в предоставлении туристам качественных продуктов питания, не импортируя их из других регионов, то есть подсобное хозяйство станет также приносить финансовый результат.

2) Население само активно защищает природу, поскольку осознает, что если среда будет нарушена, то они потеряют мотивацию приезда к ним туристов, а это, в свою очередь, отразится на их материальном благополучии. Поэтому часть средств от экотуризма оно вынуждено будет направлять на природоохранные мероприятия и реставрацию памятников культуры и истории.

3) Это стимулирует развитие коммуникаций, новых технологий, позволит местному сообществу получать позитивные результаты от своей деятельности (строительство дорог, линий связи, медицина, питьевая вода, энергия и прочее).

 Эксперт АЦ «ПОРА» Александр Воротников рассказал участникам круглого стола об основных направлениях деятельности Проектного офиса, ближайших планах, планируемых в арктических регионах, в т.ч. Коми,  остановившись более подробно на грантах, выделяемых его организацией, а также предложил несколько реальных проектов для республики Коми. По его словам, в РК ГЧП можно развивать более успешно на региональных ООПТ, чем на федеральных. Спикер пояснил, что на региональном уровне проще внедрять ГЧП, т.к. субъект РФ может создавать свое законодательство и нормативно-правовые акты, облегчающие этот процесс.

Министр природных ресурсов  и охраны окружающей среды Республики Коми Роман Полшведкин с большим вниманием выслушал все озвученные предложения в отношении республики и поблагодарил всех участников эколагеря за активную работу и прекрасные результаты.

Александр Ермаков поздравил всех участников с успешным завершением экологического лагеря «Республика Коми -2019» и пригласил вновь на следующий год.