• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Обсуждение обновленной стратегии социально-экономического развития Ленобласти до 2030 года

28.10.2019

Обсуждение обновленной стратегии социально-экономического развития Ленобласти до 2030 года

28 октября прошло заседание Совета  Общественной палаты Ленинградской области, посвященное обсуждению проекта областного закона «О внесении изменения в областной закон Ленинградской области от 08.08.2016 № 76-оз «О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона «О концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года».

Обновленную Стратегию представил первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Антон Финогенов.  Решение об актуализации было принято после окончания первого этапа реализации в 2018 году. Документ, по его словам, подготовлен в соответствии с задачами, поставленными национальными проектами, с актуальной ситуацией в регионе и глобальными трендами. Стратегия учитывает не только новые требования законодательства, но и ряд существенных условий:

  • Изменились приоритеты РФ из-за смены внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. Стратегия должна учитывать текущие программные и стратегические документы более высокого уровня, в частности Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», программы естественных монополий и государственных корпораций и другие.
  • Достигнутое экономическое положение Ленинградской области по итогам I этапа позволяет концентрироваться на решении системных вызовов и проблем, способных обеспечить качественные изменения в развитии региона.
  • В Стратегии как документе общественного согласия должно быть широко представлено мнение населения Ленинградской области о проблемах региона, которые должны решаться органами власти, а также предложения и инициативы по развитию региона. При разработке Стратегии это было осуществлено через платформу «Стратегические инициативы населения». От жителей региона, научных и общественных организаций поступило более 60 комментариев и предложений.

Спикер отметил, что реализация первого этапа Стратегии позволила достичь и перевыполнить ряд целевых показателей: валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, оборот малых и средних предприятий, объем инвестиций в основной капитал, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, оборот продукции малых и средних предприятий. Так, индекс промышленности за период составил 109,5%, что выше, чем целевой показатель - 103,4%; оборот розничной торговли составил 405,5 млрд рублей при плановом значении 2018 года 370,2 млрд рублей; объем инвестиций в среднем за период - 356,6 млрд рублей (120,7% от целевого значения); прирост заработной платы за три года составил 128,3% и т.д.

На основании всех факторов в обновленной версии Стратегии определены приоритеты. Одни из наиболее важных - в сфере демографии и здравоохранения. Здесь поставлены задачи по стимулированию рождаемости и снижению смертности населения в трудоспособном возрасте. Также в приоритетах Стратегии - развитие физкультуры и массового спорта, увеличение числа предприятий-экспортеров, сохранение лидерства в производстве продуктов, рост качества транспортного обслуживания населения, повышение уровня благоустройства и инфраструктурного обеспечения городских и сельских поселений, увеличение доходов в сфере туризма. В составе каждого приоритетного направления сформулированы ключевые решения, цели, конкретные действия.

Основными механизмами для реализации Стратегии станут грамотная инвестиционная политика, новые технологии и цифровая трансформация госуправления. Результатом реализации Стратегии станет вхождение Ленинградской области в ТОП-7 регионов по качеству жизни к 2030 году.

Обновленная Стратегия сфокусирована на решение системных вызовов по восьми приоритетным направлениям: демография, здравоохранение, физкультура и спорт, наращивание несырьевого неэнергетического экспорта, продовольственная безопасность, повышение качества транспортного обслуживания населения, комфортная среда и туризм. По каждому направлению сформированы конкретные действия и решения, а также индикаторы достижения результата.

Далее Антон Финогенов подробнее осветил 6 типов территорий, которые имеют свои особенности. В зависимости от этого будут осуществляться подходы для их развития. Так, например, в Мурино, Буграх и Кудрово, где идет активная жилая застройка, потребуется создание единых мастер-планов. Кроме того, в этих муниципалитетах возможно создание конкуренции с Санкт-Петербургом в сфере труда, а для этого необходимо развитие транспортно-пересадочных узлов, логистики и деловой недвижимости.

В ходе обсуждения председатели комиссий Общественной палаты задали много вопросов и высказали ряд замечаний. Председатель палаты Юрий Трусов спросил, почему Стратегия рассчитана до 2030 года, а показатели в ней - до 2024 года. Прозвучал ответ: в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, затем будут вноситься определенные корректуры. Члены Палаты также попросили объяснить, как планируется достичь показателя - в 2 раза снижение уровня бедности. Как оказалось, такой показатель также определен Указом Президента РФ, а достижение его будет реализовано не только за счет мер социальной поддержки, материального поощрения, но и за счет сокращения безработицы и переобучения граждан. Глава Палаты также поинтересовался, почему больше половины поправок в проект Стратегии, сделанных членами палаты и отправленных в Комитет, не было учтено при ее актуализации. Ведь одним из главных замечаний был вопрос: «почему идет перекос в региональном финансировании в пользу территорий, граничащих с городом С-Петербург?». И этот перекос снова четко продемонстрирован в презентации доклада: это Мурино, Бугры, Ново ДевяткиноЮ Кудрово и т.д.   Ответ: «так как в эти районы идет больший объем инвестиций бизнес-компаний».

Председатель Комиссии по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии Вероника Тарбаева подняла экологические вопросы, которые практически не освещены в Стратегии. По ее словам, устойчивое развитие подразумевает три кита: экономика, социалка и экология, последняя как раз практически не учтена в Проекте стратегии. «Ведь в докладе много раз акцентировалось, что наиболее важные приоритеты находятся в сфере демографии, здравоохранения и продолжительности жизни. А как можно достичь целевых показателей в этих сферах  без улучшения состояния окружающей природной среды, качества воздуха, воды и почвы? Уверена, что за счет увеличения предоставляемых лекарств и медицинского персонала вы здоровье не укрепите и долголетие не обеспечите. Я трижды прочитала Стратегию, и мои замечания, особенно, касаются качества воды – основы жизни. В Стратегии практически не освещены пути решения проблем по водоотведению и водоснабжению. Ведь на территории Ленинградской области до сих пор остается много проблем по организации и обеспечению населения качественной питьевой водой, продолжает оставаться неблагополучной ситуация с качеством очистки воды на водоочистных сооружениях (особенно из поверхностных водоемов). Все эти острые вопросы были подняты жителями МО «Приморское ГП» на недавнем совещании, организованном  Общественной палаты. В настоящее время эти полномочия переданы на регион. Я уж не говорю о состоянии КОСов и ливневки. Там просто катастрофа! Все эти факты свидетельствуют о слабой работе отраслевого Комитета и Леноблводоканала по подготовке к вхождению в федеральную программу «Чистая вода» - отметила  Председатель Комиссии по АПК и экологии. Она также спросила представителя комитета экономического развития о том, почему в Стратегии не освещены основные направления и планируемые мероприятия  в свете  федеральной программы «Развитие сельских территорий», в которой как раз основное внимание уделено развитию инфраструктуры на селе с целью удержания сельской молодежи на местах. Какие основные шаги будут предприняты в этой сфере? Ответ: эти вопросы еще только обсуждаются и готовятся отраслевыми комитетами. Выступление Вероники Тарбаевой поддержала и продолжила Председатель Комиссии по связям с МО Александра Бондарь, предложив расширить портфель проектов государственно-частного партнерства, в первую очередь, в сферах водно-канализационного хозяйства. Она также спросила, по каким критериям попадают поселения в программу комфортной среды. Антон Финогенов пояснил, что существует утвержденный Минстроем порядок, как должны подаваться документы и проходить конкурс. Так, документы подаются в комитет по ЖКХ, где комиссия их рассматривает. В этом году прием ведется с 15 октября до 1 ноября. В программу попадают объекты, отвечающие соответствующим требованиям.

Члены Палаты также попросили уточнить, в чем заключается цифровая трансформация госуправления. Зам. Главы Комитета привел в пример принцип работы МФЦ: «Сегодняшние требования людей и бизнеса значительно жестче: получать услуги моментально и в цифровой среде, полностью отказавшись от физического посещения органов власти или МФЦ, лично влиять на принятие решений, в том числе бюджетных, минимизировать «человеческий фактор» при принятии простых решений в госсекторе. Но самое главное - в понимании граждан и организаций государство должно не оказывать услуги или выдавать справки, а помогать в решении различных жизненных ситуаций.

В целом, члены Палаты решили, что по итогам заседания Совета Общественной палаты Ленинградской области сформулировать замечания и предложения в законопроект «О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года» и направить их до 6 ноября.