06.02.2020

О сборе и утилизации шин в Ленобласти

Реализация мусорной реформы в Ленинградской области выявила ряд вопросов, не учтенных федеральным законодательством, регулирующим обращение с твердыми коммунальными отходами. В числе таких проблем, стоящих перед региональными и муниципальными властями – сбор и утилизация шин. В 2019 году Общественная палата неоднократно поднимала вопрос на заседаниях профильной комиссии и рабочей группы и направляла свои предложения в органы исполнительной власти и региональному оператору.

6 февраля рабочая группа по переходу Ленобласти на новую систему обращения с ТКО провела выездное заседание, на котором совместно со специалистами и общественными активистами обсудила проблемы утилизации шин на территории 47-го региона и изучила опыт Всеволожского муниципального района.

Модератором дискуссии выступила председатель комиссии по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии Общественной палаты, руководитель  рабочей группы Вероника Тарбаева (МОО «Природоохранный союз»).

В соответствии с федеральным законодательством, регулирующим обращение с ТКО, автомобильные шины по классификатору отходов не попадают в зону ответственности регионального оператора, но при этом на органы власти возлагается ответственность за обращение со всеми видами отходов, пояснил участникам встречи заместитель председателя НКО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин. В числе инструментов, способствующих решению проблемы утилизации шин – институт РОП (Расширенная ответственность производителей), при котором производители отчисляют средства за будущую утилизацию отходов, которые будут образованы в результате использования населением их продукции. По мнению П.Левина, средств, полученных в рамках РОП достаточно, чтобы бесплатно принимать и частично компенсировать перевозчикам сбор использованных шин. Однако система РОП начала работать два года назад и распространяется на покрышки, произведенные в этот период, а потому сразу встает вопрос, как быть с теми отходами, которые образовались из ранее произведенных шин, пришедших в негодность лишь сейчас, и с теми, которые годами валялись на незаконных свалках или в лесу. Ответ на этот вопрос специалисты дают один – их также необходимо бесплатно принимать у населения и волонтеров и утилизировать. Выступающий высоко оценил опыт Всеволожского района по организации площадки для сбора шин и отметил, что район может стать примером для других муниципальных образований региона.

О том, как организован процесс сбора для утилизации шин, участникам выездного заседания рассказал начальник управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства Всеволожской администрации Роман Панфилов. Прежде всего он отметил, что собирать использованные покрышки на контейнерной площадке, которая находится в зоне регионального оператора, не получится, необходимо создавать отдельные площадки. Так, район выделил под эти цели территорию, оплачивает ее охрану, содержание и погрузку, проинформировал через СМИ и социальные сети население о ее создании и начал сбор. В качестве переработчика шин выбрано предприятие ООО «Премио Крамб», находящееся в соседнем Кировском районе области. Всего за один квартал на площадку поступило 1.5 тысячи кубометров покрышек от юридических лиц и населения.

На вопрос члена Общественной палаты, председателя экологического совета при Губернаторе Ленинградской области Юрия Шевчука о том, что производится из утилизированных шин, и насколько востребована эта продукция, ответил глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский. Оказалось, что продукт переработки, резиновая крошка, востребована в самих муниципальных образованиях для отсыпки покрытий стадионов и детских площадок, а Всеволожский район закупает ее по специальной, можно сказать, социальной цене. При этом, потребность района в резиновой крошке в год составляет 30-35 тонн в год, рассказывает Андрей Низовский. Глава администрации также отметил, что введение в строй накопительной площадки не стало панацеей от покрышек, брошенных на обочинах и контейнерных площадках, ведь Всеволожский район, как и вся Ленинградская область – транзитная территория, и отследить историю появления брошенных шин практически невозможно. Решать проблему предлагается цивилизованно, например, выбрать переработчика, за счет федеральных субсидий помочь ему расширить производство, закупить оборудование, а затем приобретать ту же резиновую крошку по льготной цене. Это предложение вызвало у участников заседания дискуссию о том, насколько будет востребована такая продукция, не окажутся ли увеличившиеся объемы крошки чрезмерными для нашего региона. Однако Андрей Низовский заверил: снижение себестоимости за счет субсидий приведет к росту востребованности. Между тем, использование резинового покрытия, хотя, зачастую и вызывает настороженное отношение у населения, доказало свою эффективность – травматизм на спортивных и детских площадках снизился. Это оценили и сами дети Всеволожского района, которые на базе районного Медиацентра сняли увлекательный ролик о переработке автопокрышек. Идею субсидирования шинопереработки поддержал член Общественной палаты Сергей Худяев, отметивший, что региону, возможно, нужна целевая программа по поддержке и развитию шиноперерабочиков.

Вероника Тарбаева акцентировала внимание на словах А. Низовского «вызывает настороженное отношение у населения» и спросила о том, как район реализует свои полномочия по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО в свете требований федерального закона «Об отходах производства  и потребления»   (ст. 8 в ред. № 503-ФЗ от 31.12.17), «Об  охране окружающей среды» (ст. 7 в ред. 27.12.2019).

Глава администрации также ответил, что большую помощь в этом направлении оказывают профильные НКО, волонтеры и оповещения в СМИ.

Представитель самой компании-переработчика Елена Ефименко рассказала о партнерстве «Премио Крамба» с «ЭкоШинСоюзом» и другими поставщиками изношенных шин, отметив, что в прошлом году предприятие приняло 10 тысяч тонн покрышек при входящей мощности около 20 тысяч тонн. При этом, по приблизительным расчетам за год город и область производят до 60 тысяч тонн отходов этой категории.

Опыт Всеволожского района заинтересовал собравшихся настолько, что от некоторых из них прозвучали предложения о возможном сотрудничестве в организации накопительных площадок, решено продолжить переговоры в рабочем порядке. По завершению дискуссии участники встречи посетили площадку по накоплению шин во Всеволожском районе, чтобы на практике оценить возможность трансляции всеволожского опыта на территорию Ленобласти.