• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • О мусорном полигоне на Синявинских высотах и РСО в Ленобласти

07.02.2020

О мусорном полигоне на Синявинских высотах и РСО в Ленобласти

Общественные палаты Ленинградской области и Санкт-Петербурга направят совместное обращение губернаторам регионов о недопустимости строительства мусорного полигона на Синявинских высотах и подготовят рекомендации по дальнейшему взаимодействию двух регионов  в сфере обращения с отходами

7 февраля в Общественной палате Санкт-Петербурга состоялся круглый стол по общественному обсуждению взаимодействия Северной столицы и Ленинградской области в сфере обращения с отходами. Участниками дискуссии стали представители Общественных палат Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Общероссийского народного фронта Ленинградской области, научной общественности и ветеранских организаций, профильных ведомств города и области, а также депутаты.

От Общественной палаты Ленинградской области в обсуждении  приняли участие: председатель палаты Юрий Трусов, председатель комиссии по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии Вероника Тарбаева, член палаты Галина Синкевич, пресс-секретарь аппарата палаты Ольга Безбородова.

О том, как идет подготовка к реформе по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в Санкт-Петербурге, рассказала начальник отдела регулирования в сфере обращения с ТКО Комитета по благоустройству города Анна Фёдорова. Петербург готовится перейти на новую систему в июле следующего года. По словам чиновника, в настоящий момент окончательное решение по строительству мусороперерабатывающих и сортировочных комплексов на перспективных участках не принято, однако технология мусоросжигания как на существующих, так и разрабатываемых объектах, исключена.

Эксперты Общероссийского народного фронта Ленинградской области озвучили обеспокоенность граждан в связи со строительством полигонов в Тосненском и Кировском районах Ленинградской области. Объекты включены в проект территориальной схемы обращения с отходами Санкт-Петербурга. Однако на данных территориях поисковые отряды продолжают нести там «Вахту памяти» и находить останки воинов Великой Отечественной войны. Чтобы снизить социальную напряженность, представители комиссии по экологии, городскому хозяйству, транспорту и ЖКХ Общественной палаты предложили актуализировать и синхронизировать места размещения мусора с территориальной схемой обращения с отходами 47 региона.

Также в ходе обсуждения общественники двух субъектов озвучили недопустимость размещения мусорного полигона вблизи поселка Молодцово – на Синявинских высотах, и на всей территории, входящей в состав объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда» 1941-1944 годов». О кровопролитных боях в тех местах, унесших жизни сотен тысяч соотечественников, напомнил старший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель. Общественные палаты Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняли решение инициировать совместное обращение двум губернаторам с просьбой подключиться к решению возникшей ситуации.

Далее эксперты поделились опытом организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов, а также решили организовать корпус общественного экоконтроля для осуществления общественного мониторинга деятельности предприятий по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов двух регионов.

Об опыте внедрения  раздельного сбора ТКО (РСО) в Ленинградской области рассказал  Денис Сальников (ОНФ). В своем выступлении   представитель ОНФ заявил, что население области категорически не готово к РСО.

Вероника Тарбаева прокомментировала его доклад. Председатель комиссии по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии областной палаты поделилась итогами выездного заседания рабочей группы по переходу Ленобласти на новую систему обращения с ТКО во Всеволожский район, на котором после обсуждения опыта решения проблем по утилизации шин был также затронут вопрос, как муниципальный район реализует свои полномочия по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО в свете требований федерального закона «Об отходах производства  и потребления»   (ст. 8 в ред. № 503-ФЗ от 31.12.17), «Об  охране окружающей среды» (ст. 7 в ред. 27.12.2019). «Самый успешный опыт в этой сфере имеется в Сосновом Бору», - подчеркнула она.  Далее В.М. Тарбаева более подробно остановилась на причинах отрицательного опыта внедрения РСО. По ее словам, наличие инфраструктуры сбора имеющихся объемов реально собираемых отходов - объективные факторы появления и реальный стимул развития отходоперерабатывающей отрасли. Поэтому раздельный сбор (РСО) - это основа решения проблемы рационального использования ресурсов и снижения количества остаточных отходов, требующих дальнейших операций по утилизации. Практика также показывает, что те управляющие компании, которые вводят систему РСО сокращают объем ТКО на 10-12 %, что явно маловато. Но существенным фактором против является недостаточная чистота отсортированных отходов, с точки зрения потребителей, Росприроднадзора и Роспотребнадзора, а также дальнейшая переработка отходов. Спикер напомнила о вступлении в силу документа от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ № 89-ФЗ и отдельные законодательные акты РФ». По ее словам, документ содержал целый ряд положительных моментов, стимулирующих процесс управления отходами, но при этом декларировался «разрешительный», а не «обязательный» характер раздельного сбора отходов по всей России, не прописывались реальные меры по стимулированию организации раздельного сбора коммунальных отходов ни для бизнеса, ни для граждан, несмотря на то, что именно этот документ считается отправной точкой, закрепившей РСО в России. Кроме того, передача обязанности создавать и содержать контейнерные площадки, а также вести реестр и определять схему размещения контейнерных площадок муниципальным органам власти может стать сдерживающим фактором в организации раздельного сбора ТКО по все той же причине отсутствия у большинства ОМСУ достаточных финансовых ресурсов.

Вероника Тарбаева отметила, что стратегия как «доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов» вообще не позволяет понять направления развития отрасли обращения с отходами. Подобная формулировка подходит и для развития заготовки вторичного сырья и возврата материалов в ресурсный цикл, и для развития технологий обезвреживания отходов. Причем под технологиями обезвреживания отходов может пониматься получение компоста и биогаза, а может и просто сжигание. Сортировка отходов по принципу «сингл стрим», при которой отходы предлагается раскладывать на «два ведра»: указанное на табличках вторсырье и все остальное. Собранное таким образом вторичное сырье по-прежнему нуждается в сортировке, а «все остальное» по-прежнему содержит много полезных фракций, например, пищевые отходы. В итоге абсолютно неэффективная система (сортировки смешанных ТКО) заменяется на просто неэффективную (досортировки вторичного сырья).

Эксперт объяснила, что РСО непривлекателен для регионального оператора, так как в тарифы регионального оператора для населения закладывается только стоимость транспортировки, обработки, обезвреживания и захоронения отходов плюс фиксированная часть заработка самого регионального оператора. Если региональный оператор заинтересован в смешанных ТКО в целях дальнейшего извлечения вторсырья, то сторонние проекты по выборке вторсырья будут противоречить его целям и задачам. И федеральное законодательство не вынуждает регионального оператора внедрять РСО.

В.М. Тарбаева подчеркнула, что региональный оператор имеет право не разрешить другим компаниям выстраивать систему РСО на контейнерных площадках, о чем написано в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 (п. 21): «Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора». Постановление Правительства РФ «Правила определения нормативов накопления ТКО» дополнены положениями о возможности дифференциации нормативов накопления ТКО по видам и группам отходов. Это позволит устанавливать нормативы накопления ТКО по тем видам и группам, которые установлены субъектами РФ для раздельного накопления, и, соответственно, в дальнейшем устанавливать дифференцированные тарифы для населения.

«Результатом нашего круглого стола станет пакет общественных предложений, которые будут направлены в профильные органы власти с рекомендациями по дальнейшему взаимодействию Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере обращения с отходами», – резюмировал председатель комиссии по экологии, городскому хозяйству, транспорту и ЖКХ Общественной палаты Санкт-Петербурга Валерий Солдунов.