Председатель Комиссии по АПК и экологии Общественной палаты Ленинградской области Вероника Тарбаева (МОО «Природоохранный союз») приняла участие в этом масштабном мероприятии, которое объединило около 650 делегатов: представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, научных, коммерческих и некоммерческих организаций и др.
В ходе парламентских слушаний было рассмотрено много важных вопросов среди которых: необходимость доработать и утвердить государственную программу РФ по вводу в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и развитию мелиоративного комплекса, ускорить доработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, направленных на установку порядка проведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, уточнения понятия земельной доли, совершенствование процедуры изъятия неиспользуемых земель с/х назначения и другое.
Среди выступавших на слушаниях были: Гордеев А.В. – заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, Зюганов Г.А. – руководитель фракции Политической партии «КП РФ», представители Министерства сельского хозяйства РФ и др.
По мнению В.М. Тарбаевой, наиболее заслуживающее внимание было выступление депутата Гос.думы Николая Панкова (Единая Россия), который подчеркнул: «Одним из приоритетов для «Единой России» является законодательное обеспечение не только рационального использования, но и сохранения плодородия почв наших сельхозземель. Потребительское отношение к земле, которая кормит не только нашу страну, но и полмира, недопустимо. Нужно ценить, беречь и сохранять то, что имеешь.». Далее Вероника Тарбаева отметила, что также было отрадно услышать в докладе Н.В. Панкова основные моменты тезисов, которые были подготовлены ею в со-авторстве с проф. МГУ Д.М. Хомяковым и отправлены в Гос.думу от лица Комиссии по АПК и экологии Общественной палаты Ленинградской области. А именно, в выступлении Панкова прозвучало: «обеспечение продовольственной безопасности и сельскохозяйственный экспорт происходит за счет невосполняемых расходов резервов плодородия почв — «природно-ресурсного кредита. Необходимо поскорее принять закон об охране почв и защите почвенного плодородия, которое надо обязательно восстанавливать». В.М. Тарбаева обозначила на ближайшее будущее: «В настоящее время Правительство РФ разрабатывает план по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности России. Очень хочется верить, что вопросы сохранения, изучения и приумножения национального богатства страны – российской почвы, найдут там свое достойное место». «Не забудем про почву – будет и хлеб…» - процитировала она слова Д.М. Хомякова (https://ecfs.msu.ru/index.php/ru/news/303-doctrina-kommentariy-experta).
Возвратимся к основному докладу парламентских слушаний, который сделал Председатель Комитета по аграрным вопросам ГД Владимир Кашин. В своем выступлении он дал краткую характеристику текущей ситуации состояния с/х земель в стране. По его словам, Россия располагает 9% всех продуктивных земель планеты. Вместе с тем на ее территории производится лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. За последние 10 лет посевная площадь в мире выросла более чем на 5% (45 млн. га), а в России – на 7% с (74,7 млн. га до 79,6 млн. га), но до сих пор не достигла уровня 1990 года, когда наблюдался наивысший спрос на землю, пригодную для производства сельскохозяйственной продукции (117,7 млн. га.). Устойчивое социально-экономическое развитие России без рационального и эффективного использования земель, используемых для ведения сельского хозяйства, невозможно. Они выступают ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности как одной из главных составляющих национальной безопасности страны, поступательного роста и развития экономики, а также являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны. Это предопределяет особое место земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда РФ.
Напомним, что Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлены задачи создания в АПК РФ высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, достижения объема экспорта (в стоимостном выражении) продукции АПК РФ в 45 млрд. долларов США в год, ориентации промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках. Решение этих задач требует системной работы в части более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и повышения продуктивности земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство, в том числе за счет интенсификации мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель, развитие технологий умного сельского хозяйства и точного земледелия, основанных на применении современных агротехнологий.
В.И. Кашин отметил, что отечественное сельское хозяйство находится в худших агроклиматических условиях по сравнению с аграрными секторами основных стран - производителей продовольствия. Поэтому достижение поставленных целей невозможно также без выравнивания экономических условий функционирования агропромышленного комплекса и других сфер промышленного производства, государственная поддержка развития сельского хозяйства должна соответствовать как текущим, так и долгосрочным потребностям сельскохозяйственных (с/х) товаропроизводителей. Необходимо решить вопросы диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и поставляемые материально-технические ресурсы, а также вопросы доходности с/х товаропроизводителей. Необходимо достичь экономически обоснованного соотношения составляющих, связанных с производством с/х продукции, ее переработкой и дальнейшей реализацией, в структуре потребительских цен на с/х продукцию, требуется выработка механизма регулирования указанных межотраслевых ценовых отношений в целях оптимизации соотношения доли с/х товаропроизводителей и торговых сетей в структуре потребительских цен.