20.01.2021

"Народный контроль" о СЗЗ «Полисан"

"Народный контроль" о СЗЗ «Полисан"

20 января 2021 г. руководитель МОО «Природоохранный союз», академик РЭА, проф. Вероника Тарбаева приняла участие в качестве эксперта в прямом эфире передачи "Народный контроль".
https://78.ru/images/uploads/1611157130893.mp4
Темой обсуждения стала санитарно-защитная зона (СЗЗ) предприятия «Полисан». Из-за расширения фармацевтического производства завода лекарственных препаратов «Полисан» трех из семи гектаров может лишиться безымянный сквер на пересечении улиц Бухарестской и Фучика, который петербуржцы прозвали сквером Спасателей. Их отрежут из-за наслоения санитарно-защитной зоны на территорию зеленых насаждений. В границы СЗЗ попадает и 36-летняя аллея, которую высадили в честь подвига героев Великой Отечественной войны, а тридцать лет спустя торжественно установили камень с мемориальной доской, о котором ветераны просили в приемной администрации президента.
Предприятие, в свою очередь, настаивает на корректировке границ под собственные нужды и предлагает изменить также функциональное назначение территории в Генплане — с Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования) на Р5 (зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции на территории санитарно-защитных зон).
По мнению представителя Комитета по благоустройству СПб Оксаны Гусевой, закон запрещает исключать «зеленку» из состава ЗНОП в случае, если существующий показатель обеспеченности меньше норматива или пересечет эту черту при исключении конкретной территории. Во Фрунзенском районе именно такая ситуация, там скверов и парков 10,36 кв. м на одного жителя вместо минимальных 12 кв. м.
По словам О.Ю. Гусевой, «Полисан» подал заявку на проведение инвентаризации сквера в целях корректировки границ для увеличения санитарно-защитной зоны, однако городская рабочая группа по этому вопросу еще не собиралась. «Никаких обсуждений не было. Каким будет решение, сказать сегодня не представляется возможным, любые прогнозы преждевременны и не имеют под собой реальной основы», — добавила она.
Наиболее острый вопрос: что станет с той частью сквера, которая окажется СЗЗ? В «Полисане» с сомнительным оптимизмом считают, что «сквер останется под опекой комитета по благоустройству и будет полностью открыт для всех граждан. Ничего не изменится». Представитель Комитета по благоустройству СПб заявила, что отвечать за его содержание, конечно, будет балансодержатель. Тратить бюджет на нее как на рекреационную зону Комитет не рискнет, так как это нецелевое расходование.
По словам главы МО Павла Швеца, в городе достаточно ситуаций, когда сквер уже есть, а предприятия еще только устанавливают СЗЗ. «Во всех случаях предприятия сокращают свою СЗЗ, обеспечивая более высокий уровень очистки выбросов, снижение уровня шума и так далее. Ведь даже если эти выбросы рассеиваются, они же все равно поступают в атмосферу, поэтому чем меньше выбросов, тем лучше. Так что сокращение СЗЗ до границ участка было бы правильным шагом», — подчеркнул муниципальный глава.
Эксперт Вероника Тарбаева постаралась разъяснить данную ситуацию с позиций современного законодательства. Руководитель «Природоохранного союза» в начале выступления дала определение СЗЗ: «Санитарно-защитная зона — это территория, которая отделяет вредное производство от жилых домов, парков и больниц. Санитарно-защитная зона призвана обеспечить благоприятную среду около нормируемых объектов, а также запретить строительство жилых домов около производственных объектов и заводов. Границы и размеры регламентирует санитарное законодательство. Утверждением СЗЗ занимается Роспотребнадзор». По словам В.М. Тарбаевой, уже два года активно обсуждается вопрос о прекращении существования санитарно-защитной зоны (СЗЗ) с 01.01.2020. Эксперт заявила: «Давайте вместе разберемся в этой теме, и все станет ясно и понятно. Панику создал Федеральный закон № 342 от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», а именно статья 26, пункт 13:
- С 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ.
Таким образом, во-первых, нужно обратить внимание, что сообщение о прекращении СЗЗ в 2020 г. поступило из Градостроительного кодекса и напрямую не имеет отношения к существующем предприятиям. Все это важно для строительства новых предприятий, которые строятся не там, где нужно, или их реконструкции. Во-вторых, статья 26 не касается проектов СЗЗ, разработанных по Постановлению Правительства № 222 от 03.08.2018 г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
«Что же касается «Полисана», то у него есть Распоряжение об установлении СЗЗ 2014 г., но оно не внесено в ЕГРН. То есть предприятие нуждается в установлении новой СЗЗ, в связи с модернизацией производства. Утвердить контур в Росреестре можно только, если проект СЗЗ был разработан по Постановлению Правительства № 222 от 03.08.2018 г. и получено Решение об установлении СЗЗ. Другими словами, ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение не будет действительно. И это не связано с датой 01.01.2020, а связано с утверждением положений Постановления Правительства №222» - продолжила академик РЭА Вероника Тарбаева.
В.М. Тарбаева отметила, что «Полисан» - это первая ласточка в случае с разруливанием подобных конфликтных ситуаций. Ближе к осени 2021 года такие инциденты будут возникать больше и чаще». Далее эксперт кратко пояснила основные законодательные требования к разработке проекта СЗЗ: «Поэтому еще раз перечислю для сведения причины, по которым все юридические лица, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферы, обязаны разработать проект СЗЗ:
1. Предприятия, подпадающие под санитарную классификацию СанПиН обязаны разработать проект СЗЗ. В противном случае штраф;
2. Проведение реконструкции, технического перевооружения и строительства автоматически аннулируют утверждённую санитарно-защитную зону;
3. В соответствии со статьей 6.3 и ст. 8.1 КоАП нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также нарушение требований при эксплуатации влечёт наложение штрафа, а в исключительных случаях приостановление работы предприятия;
4. В проектных материалах определяется организация санитарно-гигиенического контроля, а именно проведение лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на границе сокращённой санитарно-защитной зоны.
5. Исполнение требования Постановления Правительства РФ № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Что нужно, чтобы получить Решение на установление СЗЗ?
Требование по получению Решения на установление санитарно-защитной зоны продиктованы Постановлением Правительства РФ №222. Необходимо:
- Справка о фоновом загрязнении в районе размещения рассматриваемого объекта в Гидрометцентре;
- Отчет по кадастровым работам и установлении поворотных координат предлагаемой СЗЗ в системе ГКН;
- Проект СЗЗ;
- Лабораторные замеры на контуре предлагаемой СЗЗ;
- Экспертное заключение по лабораторным исследованиям;
- Экспертное заключение по проектным материалам;
- Решение по установлению СЗЗ в Управлении Роспотребнадзора».
ссылка
https://78.ru/images/uploads/1611157130893.mp4