15.12.2024

О ситуации с разливом мазута в Анапе 15 декабря 2024 года.

Профессиональное заключение экологического эксперта Тарбаевой Вероники Михайловны по ситуации с разливом мазута в Анапе 15 декабря 2024 года.

Разлив мазута в акватории Анапы является серьезным экологическим происшествием, потребовавшим незамедлительных мер реагирования и всестороннего изучения. Данная катастрофа - значительная угроза для уникальной экосистемы Черного моря и его побережья, а также для здоровья и благополучия местного населения.
Оценка масштабов и воздействия разлива:
1. Загрязнение акватории: Разлив мазута привел к формированию нефтяной пленки на поверхности воды, препятствующей нормальному газообмену и проникновению солнечного света. Это, в свою очередь, оказывает угнетающее воздействие на фитопланктон, являющийся основой пищевой цепи в морской экосистеме.
2. Загрязнение прибрежной зоны: Мазут достиг береговой линии Анапы, загрязняя песчаные пляжи и скалистые участки. Это не только наносит ущерб рекреационной ценности побережья, но и оказывает пагубное воздействие на прибрежные экосистемы, включая мелководные места нереста рыбы, гнездования птиц и обитания морских беспозвоночных.
3. Угроза биоразнообразию: Разлив мазута - прямая угроза для многих видов морских и прибрежных животных. Птицы, контактируя с нефтяной пленкой, теряют способность к полету и терморегуляции, что приводит к их гибели. Страдают также морские млекопитающие (дельфины, тюлени), рыбы и беспозвоночные.
4. Влияние на донные отложения: Мазут, оседая на дно, загрязняет донные отложения, что оказывает негативное воздействие на бентосные организмы (морские черви, моллюски, ракообразные), играющие важную роль в круговороте веществ в экосистеме.
5. Риски для здоровья населения: Испарения мазута и контакт с загрязненной водой представляют опасность для здоровья людей, вызывая раздражение кожи и дыхательных путей, а также более серьезные заболевания. Также существует риск попадания токсичных веществ в морепродукты, потребляемые человеком.

Рекомендации по ликвидации последствий и предотвращению подобных ситуаций в будущем:
1 Экстренные меры реагирования: Немедленное развертывание сил и средств для локализации и ликвидации разлива мазута, включая использование боновых заграждений, скиммеров и сорбентов.
2 Комплексная очистка: Проведение тщательной очистки загрязненных территорий, включая береговую линию и донные отложения, с применением современных технологий и экологически безопасных методов.
3 Реабилитация пострадавших животных: Организация пунктов по спасению и реабилитации пострадавших птиц и морских животных с привлечением специалистов, а не только волонтеров.
4 Мониторинг окружающей среды: Усиление мониторинга состояния окружающей среды в районе разлива мазута для оценки динамики распространения загрязнения и эффективности принимаемых мер.
5 Ужесточение контроля за безопасностью: Введение более жестких мер контроля за соблюдением правил безопасности при транспортировке и хранении мазута, а также при эксплуатации нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий.
6 Совершенствование законодательства: Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий разливов нефтепродуктов, а также на повышение ответственности за их причинение.

7 В случае отсутствия в Анапе аварийно-спасательного формирования (АСФ) необходимо его создание, которое обеспечит очистку загрязнений территорий, например, на основе противопожарных подразделений, при условии оснастки их дополнительными средствами, а также в разработке Плана ЛРН на территории региона. План позволит обеспечить эффективное руководство операциями по очистке, грамотное распределение всех имеющихся сил и средств региона, взаимодействие с Министерством транспорта РФ и компаниями, занимающимися операциями с нефтепродуктами. План также будет приводиться в действие при недостаточности сил и средств по реагированию на разливы нефтепродуктов организаций, имеющих опасные производственные объекты. Эти требования относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального и регионального значений, то есть входят в компетенцию и зоны ответственности Администрации субъекта РФ.
8 Для эффективной реализации Плана ЛРН необходимо создание системы мониторинга нефтяных загрязнений (постов экологического контроля) в районах повышенного риска загрязнения. Разработанный План ЛРН должен быть доведен до сведения всех организаций, осуществляющих добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с государственными органами исполнительной власти субъекта РФ, территориальными органами соответствующих Министерств. Кроме того, для повышения эффективности реагирования на разливы нефтепродуктов необходима разработка районных планов ЛРН.
7 Развитие альтернативных технологий: внедрение экологически безопасных технологий и переход на альтернативные источники энергии для снижения зависимости от ископаемых видов топлива.

Итак, разлив мазута в Анапе является серьезным предупреждением о необходимости усиления мер быстрого реагирования по защите окружающей среды и предотвращению техногенных катастроф. Только на основе неоднократно отработанного на практике Плана ЛРН с учетом научного подхода и внедрения передовых технологий можно минимизировать негативные последствия данного происшествия и гарантировать экологическую безопасность региона в будущем.