МОО "Природоохранный союз" заключил соглашение с детской библиотекой Приморского района г. Санкт-Петербурга - "Книгопарк". На базе библиотеки сотрудники МОО "Природоохранный союз" проводят занятия для детей 4-5 лет по арт-терапии с элементами экологического просвещения в течение 4 месяцев.
Дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал через творчество. Есть множество образовательных методик, в которых работа с дошкольниками ведется посредством творческого вовлечения. Одним из самых эффективных и мягких способов взаимодействия с детьми считается арт-терапия. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания, благодаря чему ребенок раскрывает себя и раскрепощается.
Любое занятие по арт-терапии несет в себе какую-либо тему, которую ребенок должен прочувствовать. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Это может быть тема обиды, любви, ненависти или прощения. Однако арт-терапия позволяет расширить круг тем и включить в них экологические вопросы, например, бережное отношение к воде, к свету, сортировка мусора.
Главное в арт-терапии – избегать теоритических объяснений и стандартного формата «урока» (даже художественного).
Занятия по арт-терапии с элементами экологического просвещения, разработанная сотрудниками МОО «Природоохранный союз» совместно со специалистами по арт-терапии, освещают разные вопросы экологии: «планета Земля», «вода», «свет», «хороший мусор», «опасный мусор», «твой образ жизни».
Выбранные темы близки каждому, т.к. он соприкасается с ними ежедневно. К сожалению, большинство даже из взрослых не задумывается и не понимает, почему необходимо экономить воду и свет.
Детям нецелесообразно дословно объяснять, для чего нужно ПО-ДРУГОМУ относиться к привычным вещам и действиям. Через арт-терапию посредством проживания и прочувствования можно выработать новые привычки и ИНОЕ-БЕРЕЖНОЕ отношение к окружающему миру и самому себе без объяснения сложной для их возраста теории.
Занятие длится около часа, в него входит:
- введение в тему;
- творческое исполнение;
- демонстрация своих работ;
- обсуждение, в котором дети рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали или занимались другим творчеством;
- возвращение к теме занятия и соединение всего произошедшего с заданной темой.
Занятие по арт-терапии строится на доверительном отношении. Желательно неформальная обстановка (например, обсуждения проходят на мягком ковру с игрушками).
Работа всегда проводится в кругу. В начале занятия все знакомятся друг с другом (если не все знакомы) и объясняются правила занятия.
Когда дети рисуют, желательно использовать листы формата А3, а также мелки (пастель) вместо фломастеров и карандашей.
Преподаватель не должен критиковать работы детей и как-то комментировать их. Он может лишь задавать наводящие вопросы.
На занятиях по арт-терапии с элементами экологического просвещения используются разные способы прочувствования: музыка, театр, рисование, наблюдение, игры и даже теневой театр. Через творчество малыши 4-5 лет начинают чувствовать природу и осознанно относиться к себе и всему окружающему.